Заказать звонок
Заказать звонок

Закон о локализации такси

чем грозит его принятие таксистам?
В Госдуме РФ приняли закон о локализации такси, хотя сами таксисты, таксомоторные службы всячески противодействовали этому. Цель закона – поддержка российского автопрома, а также возможность для регионов самостоятельно устанавливать требования к автомобилям, задействованным в пассажирских перевозках. На практике ряд таксистов столкнется со сложностями уже с марта 2026 года.

Что такое локализация такси?

Локализация такси простыми словами – это использование в таксомоторной отрасли или автомобилей, которые полностью произведены в РФ, или авто, которые собираются и производятся на территории России.

Законопроект о локализации такси определяет требования, предъявляемые к автомобилям. При этом регионы могут самостоятельно устанавливать такие требования. Закон вступает в силу с 1 марта 2026 г., но для ряда регионов России предусмотрена отсрочка – в Калининградской области и Сибирском федеральном округе вступление закона в силу предусмотрено с 1 марта 2028 г., а в Дальнем Востоке – с 1 марта 2030 г.

С чего все начиналось?

Напомним, что изначально закон о локализации автомобилей такси лоббировал российский автогигант АвтоВАЗ. Производитель хотел, чтобы в таксопарках страны использовались машины с высоким уровнем локализации, т.е. полностью произведенные в России, а не импортируемые или собираемые в РФ, но из большого количества зарубежных узлов и деталей. По факту, подразумевалось использование в службе такси российских авто.

Обеспокоенность таксистов, которые неоднократно выступали против принятия законопроекта, понятна:

  1. Стоимость машин АвтоВАЗа с 2020 г. заметно выросла – в несколько раз.
  2. Обслуживание автомобилей будет обходиться дорого, особенно при частых простоях на ремонт.
  3. В результате вышеперечисленного вполне можно ожидать рост цен на услуги такси.
  4. Возможны проблемы для самозанятых таксистов.
  5. Российские автомобили по мнению части водителей менее безопасные.

Меры по продвижению российской автомобильной промышленности принимались еще с 2023 г. В Госдуме хотели закрепить требования, при которых с 1 октября 2025 г. все авто для работы в службе такси, должны были быть произведены в РФ. Т.е. это модели АвтоВАЗа, некоторые модели Москвича, несколько менее распространенных автомобилей. Длительные консультации парламентариев с кабмином и представителями бизнеса привели к компромиссному варианту, при которых перечень производителей и допускаемых до таксомоторной отрасли моделей авто заметно расширился.

Система оценки баллами

Система баллов локализации действует такая же, как и для госзакупок – при отсутствии правок количество баллов составляет 3200. Баллы предоставляются за технологические операции, выполненные на территории Российской Федерации. Проще говоря, за каждый произведенный в РФ узел, агрегат, деталь автомобилю присваивается определенное количество баллов. Количество баллов локализации будет постепенно увеличиваться – с 1 января 2027 г. это не менее 3500, а уже через год – не менее 3700.

Пример расчета баллов:

  • Кузов сварен в РФ – 400 баллов, окрашен – 500 баллов.
  • Для изготовления кузова использовано не менее 70% российского металла – 200 баллов.
  • Корпусные детали системы рулевого управления, изготовленные в РФ – 60 баллов.

Что в итоговой версии законопроекта о локализации такси?

Чтобы можно было включить автомобиль в реестр такси с 1 марта 2026 г. необходимо соблюдение одного из следующих условий:

  • Количество баллов локализации соответствует установленному значению.
  • Машина произведена по СПИК, который был заключен в период с 1 марта 2022 г. по 1 марта 2025 г.
  • В отдельных случаях по СПИК допуск авто возможен на основе решения правительства.

Есть ли риски для таксомоторной отрасли?

Глава Комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев, являющийся одним из авторов законопроекта о локализации такси, поспешил развеять опасения как представителей таксомоторного бизнеса, так и самозанятых таксистов. Он приводит следующие доводы:

  1. На начальных этапах баллы локализации достаточно низкие, поэтому можно будет использовать автомобили зарубежных производителей, частично локализованных на территории Российской Федерации.
  2. Закон не имеет обратной силы, поэтому продавать использующийся импортный автомобиль или авто с низким количеством баллов не потребуется.
  3. С 2033 г. главным требованием для включения авто в реестр станет количество баллов локализации.

Ряд экспертов более скептически относятся к нормам в текущей редакции законопроекта. Так, Руководитель Центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус отмечает, что для бизнеса и российского автопрома было бы лучше ввести более гибкие условия при внесении в реестр – например, внесение дополнительной платы на авто, не локализованные в РФ, и отменить такую плату для российских, локализованных машин.

Автомобили, которые допустят к работе в такси

В 2025 году в России утверждён перечень автомобилей, допущенных к эксплуатации в службах такси. Этот список включает восемь моделей, преимущественно отечественного и китайского производства, предназначенных для сегментов «эконом» и «комфорт».

Допущенные модели:

  • Lada Granta
  • Lada Vesta
  • Lada Aura
  • Haval Jolion
  • Haval F7
  • Haval F7x
  • BAIC U5 Plus
  • Kaiyi E5

Кроме того, все модели, выпускаемые московским автозаводом «Москвич» в рамках специального инвестиционного контракта, также включены в реестр такси. Однако отмечается дефицит автомобилей высокого класса, что может затруднить формирование автопарков для бизнес- и VIP-сегментов.

Согласно законодательству, для включения автомобиля в реестр такси необходимо соответствие определённым критериям локализации производства. Исключения из этих требований предусмотрены для Калининградской области и Сибирского федерального округа до 1 марта 2028 года, а для регионов Дальнего Востока — до 1 марта 2030 года.

Вывод

Хотя представители таксомоторного бизнеса и самозанятые таксисты не уверены в том, как будет работать законопроект о локализации с 1 марта 2026 г., некоторые эксперты считают, что никакого криза в отрасли наблюдаться не будет. Есть более чем достаточно времени для того, чтобы и таксопарки, и производители, чьи автомобили не набирают достаточно баллов локализации, смогли подстроиться под нововведение. Глава Комитета ГД по транспорту Евгений Москвичев также добавляет, что автомобили независимо от уровня локализации продолжат работать в сфере такси, пока они технически исправны.
Заполните данные и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время
Мы всегда на связи и готовы ответить на ваши вопросы
Made on
Tilda